Интерьерный дизайн: — Что это такое, зачем он нужен, и как определить его качество?

Не будет большим преувеличением, если сказать, что интерьерный дизайн буквально ворвался в нашу жизнь.

Еще вчера, люди не только не помышлявшие о карьере дизайнера интерьеров или обустройстве собственного жилища, но и не подозревавшие о существовании этой профессии, считают интерьер чем-то само собой разумеющимся и чуть ли не обязательным к исполнению. Но, так ли это на самом деле? Нет ли здесь какой-то искусственности, натянутости, чертовщинки? С одной стороны, казалось бы, что в этом плохого? — Люди стали жить лучше, у них появилась возможность обустраивать свое жилище по своему вкусу и средствам. Да, и те, кого тревожит творческий зуд, получили возможность для реализации своего интеллектуально-духовного и творческого потенциала….

И это, во многом действительно так. Но, все же не во всем. Как и любое, бурно развивающееся явление дизайн интерьеров или, если хотите Интерьеры как понятие, а именно о них у нас, конечно же, пойдет речь, не избежали путаницы, неразберихи, хаоса и издержек.

К сожалению, при таком положении вещей, логическая цепочка ведет нас к тому, что можно с уверенностью констатировать факт, свидетельствующий о существовании значительного взаимного непонимания не только между участниками процесса создания интерьеров, но и своего собственного позиционирования, как у заказчиков, так и у дизайнеров. Словом, часто не только заказчики не понимают, что и зачем им предлагает дизайнер, но и сами дизайнеры часто оказываются в тупике, как от противоречивых и сумбурных пожеланий заказчика, так и от собственных творческих и, во многом интуитивных, исканий.

Эту статью я хочу посвятить необходимому упорядочиванию того хаоса, который, по моему убеждению, имеет место быть не только в области создания интерьеров, как таковой. но и в той терминологии, которую часто используют как заказчики, так, очень часто, и сами дизайнеры.

Меня могут спросить: — С чего бы это? Существует ли проблема? Не придумал ли я все это? Отвечу сразу – нет, не придумал. Возьмите хотя бы ставшее штампом выражение «Мы делаем неповторимые, авторские, элитные интерьеры!». На каждом столбе вы увидите такое объявление. Не говоря, уж, о рекламных баннерах в Интернете. Тут, уж, без всяких сомнений все поголовно элитное. От галош и фанерных снегоуборочных лопат, до надворных туалетов. Но, как определить насколько то, что написано в рекламных текстах является именно тем, в чем они нас пытаются убедить?

И в этом смысле статья эта, надеюсь, будет именно той аргументацией, которая поможет всем нам, дизайнерам и заказчикам, преодолеть накопившиеся проблемы и противоречия, разобраться в сложившейся ситуации и решить, что же все-таки является, а что не является элитным, эксклюзивным и авторским произведением в области интерьерного дизайна.

А самое главное, к чему призвана эта статья — сделать работу дизайнеров лучше, легче и результативней. Ну, а жизнь заказчиков — красивей, удобней и приятней.

Известный персонаж популярного в советские годы литературного произведения произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: — «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения!». Не буду комментировать, почему он так сказал, позволю себе лишь парафраз на это искрометное высказывание: — интерьер – это роскошь, а не повод для передвижения… …стен, мебели и кастрюль с телевизором… откуда-нибудь, куда-нибудь и как-нибудь.

Т.е иными словами, интерьер должен обладать совокупностью свойств, которые делают его качественно иным, нежели просто механический набор ингредиентов его составляющий. Но, к сожалению, приходится констатировать факт, свидетельствующий о том, что подавляющее большинство так называемых интерьеров и есть простой механический набор ингредиентов, который мог бы вполне получиться и без участия профессионала.

Но, что это за совокупность свойств, как она получается, и зачем она нам?

Ответ очень прост: -Затем, чтобы заказчики не тратили деньги, а дизайнеры время и усилия понапрасну.

Хочу отметить, что ключевым моментом в моих исследованиях является понятие роскоши. Именно оно является тем аршином, которым и следует измерять качество интерьера.

Быть может кто-то со мной и не согласится, но написать опровержение никому не запрещено. И, кстати, тем интересней и плодотворней будет наше продвижение к желаемой цели.

Как известно, роскошь — это такая вещь, без которой вполне можно обойтись.

-Как говорится: — «Не хочешь, или не можешь, по своим финансовым возможностям ходить в ювелирный магазин — ходи в хлебный!» И в этом смысле интерьер не исключение; — можно прекрасно жить и без интерьера. Главное, чтобы вы при этом не испытывали дискомфорта. И, наоборот, часто оказывается, что роскошь – это непосильная ноша, которая вызывает чувство дискомфорта.

Но, как же так? – спросите вы. Бывает ли такое, что роскошь вызывает дискомфорт?! Да, бывает — ведь понятие «Роскошь» – емкое и многомерное понятие. Иногда это предмет, иногда физическое ощущение, иногда духовная или интеллектуальная рефлексия времени. А иногда и неразрывная совокупность всех этих понятий. И вот интерьер-то как раз и является тем самым случаем, когда мы имеем дело именно с совокупностью этих понятий. Но, понятий не просто взятых «с потолка» (хотя почему-то именно потолок в понимании многих людей и является символом и воплощением интерьерного дизайна), но результатом культурного процесса, эволюции цивилизаций и формируемых человечеством ценностей.

Давайте внимательней рассмотрим эти составляющие в приложении к интерьеру.

Хочу сразу оговориться, что я рассматриваю исключительно жилые интерьеры. Интерьеры общественных заведений строятся хоть и по схожим принципам, но все-таки несколько иначе. И, если интерьер кафе, дискотеки или клуба может быть или даже в некоторых случаях должен быть театрально-бутафорским, нереальным и нарочито-вымышленным, то жилой интерьер скорее должен обладать иными, противоположными свойствами.

А именно: — достоверностью, реальностью, жизнеспособностью. И хоть, по словам Шекспира: «жизнь — игра, а люди в ней – актеры» относиться к этому высказыванию буквально, особенно в приложении к жилым интерьерам, все же не следует.

И в самом деле, где мы еще можем быть самими собой, как не в собственном жилище? Именно здесь мы грустим, радуемся, предаемся размышлениям в часы досуга; отдыхаем, занимаемся собой, заботимся о близких нам людях и домашних питомцах. Растим детей, внуков, болеем, и, к сожалению (не самый худший вариант) уходим из жизни…

Кто-то может возразить, что все перечисленное – несовременно! И, дома мы бываем очень мало! А вся жизнь – это сплошная динамика, где нет места для такой роскоши, как сидя в любимом кресле предаваться размышлениям….

и вообще, мы никогда не станем старыми и не умрем!

Не стану возражать. И такой образ жизни и мыслей не исключение и не новость. Но, заметьте, тут проскочило слово роскошь! Значит, для кого-то то, что я описал и есть роскошь, причем как раз та, которая и оказывается непосильной ношей на дороге жизни. Но, каким же тогда должен быть интерьер, соответствующий типу роскоши, который будет посильной ношей для таких заказчиков?

Легендарная Коко Шанель однажды произнесла фразу, определившую успех Шанель в мире моды на долгие годы: «Роскошь должна быть комфортной, иначе это не роскошь!». Однако, при всем том, что все мы вроде бы подразумеваем одно и то же под словом «комфорт», тем не менее, при более внимательном рассмотрении оказывается, что для каждого человека это свой набор свойств. Кто-то любит, не вставая с дивана дотянуться до холодильника, кто-то любит играть в мяч в просторном помещении, а кому-то нужно антикварное резное кресло, бронзовая люстра с хрустальными подвесками и шкафы с книгами, коллекциями и украшающими стены гравюрами. И для кого-то это будет тем, что можно охарактеризовать как роскошь комфорта, а для кого-то тем, что скорее звучит как комфорт роскоши.

Может сложиться впечатление, что я собираюсь давать рецепты каким должен или не должен быть интерьер и как он должен выглядеть. Это не совсем так. Моя задача — попытаться выяснить, существуют ли критерии, по которым можно достаточно точно и объективно оценить интерьер. Или, по крайней мере, описать его так, чтобы дизайнер не мучился в догадках: «А что же они имели в виду, когда говорили: — мы хотим теплый, уютный минимализм в колониальном стиле?». Думаю, вы согласитесь со мной, что такие понятия как стол, стул, кровать, шкаф независимо от форм, материалов и очертаний имеют у нас в голове устойчивые признаки. Но, если, глядя на один и тот же предмет, мы сегодня будем говорить «шкаф», а завтра на этот же самый предмет — «табурет», то мы можем очень далеко уехать! К сожалению, в интерьерном дизайне царит именно такой хаос (но, конечно же, не в буквальном смысле!). Мысль, которую я хочу проиллюстрировать этим примером заключается в том, что очень часто люди называют вещи не своими именами. Особенно это касается стилей. Часто оказывается так, что интерьер, выполненный по одним стилевым принципам, почему называется каким-то совершенно другим названием, которого там и рядом, что называется, не стояло..

От этого и происходят подобные конфузы, вносящие не только путаницу и хаос в, и без того сложный процесс, но и служат плохую службу и дизайнерам и заказчикам.

Однако давайте вернемся к основной теме нашего исследования.

Итак, мы уже имеем два понятия, или, если хотите, два критерия оценки жилого интерьера. Это, с одной стороны, — его достоверность и жизнеспособность. И, с другой – роскошь.

Здесь, я позволю себе сделать маленькое отступление в качестве иллюстрации, поясняющей образно, или если хотите, аллегорически, что же такое Интерьер с большой буквы;

— Я бы сравнил простое обустройство жилища и обустройство жилища с профессионально оформленным интерьером с…. браком. В первом случае – это просто брак с первой попавшейся женщиной, согласившейся выйти за вас замуж. Процедура не так уж сложна, ибо прецедентов миллионы. Но, обустройство жилища с интерьерным дизайном это брак с любимой, желанной и, к тому же, роскошной женщиной. Чувствуете разницу? Обстоятельства, как говорится, обязывают. Придется соответствовать и трудиться в заданном направлении. К тому же область поиска желаемого результата существенно сужается, а время соответственно растягивается.

Теперь, наступило время расшифровать упомянутые выше понятия и описать их более подробно.

И для этого я предложу ввести такой термин, как звездность интерьера. Наподобие того, как это принято в гостиничном бизнесе. В каком-то смысле гостиницы являют собой наше временное жилье. Хотя я, конечно же, не собираюсь проводить прямых аналогий и ставить знак равенства.

И, действительно, заказывая гостиничный номер в любой точке мира, вы, уже хотя бы ориентировочно знаете, чего ожидать от отеля в пять звезд и чего от отеля «одна звезда». При этом и цена на соответствующие номера у вас не вызовет особых возражений… никому не придет в голову требовать пятизвездочного сервиса и условий комфорта от администрации отеля в одну звезду. И сервис тут, как говорится, согласно купленным билетам…. Но, если, к примеру, поселившись в однозвездочной гостинице, заплатить как за пятизвездочные апартаменты люкс, ваш ночлег от этого в райский дворец не превратится.


Читайте также: